Специалист, ответственный за организацию и оказание в Целинском районе психологической помощи обучающимся группы суицидального риска 2022/2023 уч.г.
Крылова Оксана Николаевна, педагог-психолог МБОУ ЦСОШ №1
Специалист, ответственный за организацию и оказание в МБОУ ЦСОШ №8 психологической помощи обучающимся группы суицидального риска 2022/2023 уч.г.
Колесникова Елена Анатольевна, педагог-психолог МБОУ ЦСОШ №8
Болигатова Юлия Владимировна, педагог-психолог МБОУ ЦСОШ №8
Социальный педагог МБОУ ЦСОШ №8 Винокурова Наталья Артуровна
Социальный педагог МБОУ ЦСОШ №8 Сысоева Инна Алексеевна
Колесникова Елена Анатольевна, педагог-психолог МБОУ ЦСОШ №8
Болигатова Юлия Владимировна, педагог-психолог МБОУ ЦСОШ №8
Социальный педагог МБОУ ЦСОШ №8 Винокурова Наталья Артуровна
Социальный педагог МБОУ ЦСОШ №8 Сысоева Инна Алексеевна
План работы социального педагога 2022 подпись
План работы МБОУ ЦСОШ №8 по профилактике суицидального поведения учащихся (скачать)
План работы социального педагога 2021-2022 учебный год (скачать)
Программа социально-психологической службы подпись
Памятка по работе с отклоняющимся поведением подростка
Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания.
Нормальное поведение подростка предполагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватное потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те, или иные особенности подростка, то его поведение будет нормальным. Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил и норм поведения, называют трудными, девиантными, с отклоняющимся, асоциальным поведением.
Норма – это явление группового сознания. Она удерживает общественную систему в состоянии равновесия. Различают нравственные, морально – этические, правовые, социальные, психические нормы.
Девиантное поведение (лат. deviatio – отклонение) – один из видов асоциального отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных). Оно проявляется в демонстративности, агрессии, отклонении от учебы. Это могут быть уходы из дома, бродяжничество и даже попытки суицида. Для такого поведения характерно пьянство и алкоголизм, ранняя наркотизация, антиобщественные действия сексуального характера.
Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания.
Нормальное поведение подростка предполагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватное потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те, или иные особенности подростка, то его поведение будет нормальным. Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил и норм поведения, называют трудными, девиантными, с отклоняющимся, асоциальным поведением.
Норма – это явление группового сознания. Она удерживает общественную систему в состоянии равновесия. Различают нравственные, морально – этические, правовые, социальные, психические нормы.
Девиантное поведение (лат. deviatio – отклонение) – один из видов асоциального отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных). Оно проявляется в демонстративности, агрессии, отклонении от учебы. Это могут быть уходы из дома, бродяжничество и даже попытки суицида. Для такого поведения характерно пьянство и алкоголизм, ранняя наркотизация, антиобщественные действия сексуального характера.
Делинквентное поведение – повторяющиеся асоциальные проступки, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы. Такое поведение не влечет за собой уголовной ответственности из- за ограниченной общественной опасности или недостижения возраста, с которого начинается уголовная ответственность. Оно проявляется в оскорблениях окружающих, побоях, поджогах, садистских действиях, мелких кражах, вымогательстве, распространении и продаже наркотиков.
Криминальное поведение - противоправные поступки, которые по достижении возраста уголовной ответственности служат основанием для возбуждения уголовного дела, и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса.
Аддиктивное поведение - один из видов асоциального отклоняющегося от нормы поведения, характеризующееся бегством от существующей реальности: бегство в тело (анорексия, булимия), в работу (трудоголизм), в одиночество, в фантазии (игры), в религию, в секс, суицид, употребление ПВА. Нельзя забывать, что употребление психоактивных веществ, включая наркотические вещества, является одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. Большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ - подростки.
Патохарактерологическое (расстройство личности и акцентуация характера) и психопатологическое поведение (бредовые, навязчивые идеи, галлюцинации) - негативные формы девиаций. Такое поведение дезорганизует общественную систему, подрывает ее основы и наносит значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.
Криминальное поведение - противоправные поступки, которые по достижении возраста уголовной ответственности служат основанием для возбуждения уголовного дела, и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса.
Аддиктивное поведение - один из видов асоциального отклоняющегося от нормы поведения, характеризующееся бегством от существующей реальности: бегство в тело (анорексия, булимия), в работу (трудоголизм), в одиночество, в фантазии (игры), в религию, в секс, суицид, употребление ПВА. Нельзя забывать, что употребление психоактивных веществ, включая наркотические вещества, является одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. Большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ - подростки.
Патохарактерологическое (расстройство личности и акцентуация характера) и психопатологическое поведение (бредовые, навязчивые идеи, галлюцинации) - негативные формы девиаций. Такое поведение дезорганизует общественную систему, подрывает ее основы и наносит значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.
Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения
Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения, достаточно разнообразные: личностные, социальные, биологические, перенесенные заболевания и травмы.
Биологические факторы. Влияние биологических факторов до сих пор спорно. И не потому, что
нет такого влияния, а потому, что существующие исследования не дают достаточно доказательств для четко очерченной зависимости между асоциальным поведением и конституционно-биологической обусловленностью человека. Вместе с тем есть основания искать связь между асоциальными проявлениями в поведении личности и некоторыми характеристиками ее темперамента.
Социальные факторы асоциального поведения многочисленны, имеют разную степень воздействия и специфически группируются в каждом конкретном случае. Исследования показывают, что причины отклонения кроются чаще всего в семье, школе, группах непосредственного окружения.
Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения, достаточно разнообразные: личностные, социальные, биологические, перенесенные заболевания и травмы.
Биологические факторы. Влияние биологических факторов до сих пор спорно. И не потому, что
нет такого влияния, а потому, что существующие исследования не дают достаточно доказательств для четко очерченной зависимости между асоциальным поведением и конституционно-биологической обусловленностью человека. Вместе с тем есть основания искать связь между асоциальными проявлениями в поведении личности и некоторыми характеристиками ее темперамента.
Социальные факторы асоциального поведения многочисленны, имеют разную степень воздействия и специфически группируются в каждом конкретном случае. Исследования показывают, что причины отклонения кроются чаще всего в семье, школе, группах непосредственного окружения.
- Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам
- Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе
- Трудности в общении со сверстниками на улице
- Тревога и напряжение в общении по месту учебы
- Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее
- Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям
- Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий
- Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания
- Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология
- Посттравматический синдром; перенесенное насилие
- Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям
- Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье.
- семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые заболевания; пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение;
- семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия;
- семьи, в которых отец является авторитетом и в то же время не интересуется личностным развитием ребенка, а мать отвечает за воспитание ребенка;
- семьи с дефицитом заботы и любви у одного или двух родителей к ребенку; штрафным воздействием, авторитарным воспитательным воздействием (формирование строгого послушания и дисциплины у ребенка), либеральным воспитательным воздействием, затрудняющим формирование системы ценностей и норм у ребенка; чрезмерной опекой над ребенком; воспитание ребенка в духе неуважения к общественным нормам.
Школа является важным фактором, который может способствовать появлению и развитию асоциального поведения детей. Большое значение в этом случае имеет стиль работы педагога:
Авторитарный стиль, когда работа направлена на достижение послушания, дисциплины, порядка. Из педагогических средств преобладают санкции, наказания, ограничения. Отсутствует индивидуальная и дифференцированная работа. Организация, формы и методы обучения не создают возможностей для успеха каждого подростка.
Либеральный стиль, при котором нередко отсутствует систематическая и
последовательная работа, необходимая для достижения воспитательных целей. Чаще это относится не столько к школе вообще, сколько к некоторым группам учителей.
Авторитарный стиль, когда работа направлена на достижение послушания, дисциплины, порядка. Из педагогических средств преобладают санкции, наказания, ограничения. Отсутствует индивидуальная и дифференцированная работа. Организация, формы и методы обучения не создают возможностей для успеха каждого подростка.
Либеральный стиль, при котором нередко отсутствует систематическая и
последовательная работа, необходимая для достижения воспитательных целей. Чаще это относится не столько к школе вообще, сколько к некоторым группам учителей.
Профилактика асоциального поведения
Профилактика асоциального поведения – это научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений. Она заключается:
Создание гуманистической воспитательной системы, обеспечивающей детям интеллектуальную, социальную, нравственную подготовку, необходимую дляжизненной адаптации.
Профилактика асоциального поведения – это научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений. Она заключается:
- в выявлении и пресечении случаев жестокого обращения с подростками;
- в оказании помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации,
- в обеспечении и защите конституционных прав несовершеннолетних;
- в оказании помощи по предупреждению правонарушений;
- в профилактической работе с семьями учащихся.
Создание гуманистической воспитательной системы, обеспечивающей детям интеллектуальную, социальную, нравственную подготовку, необходимую дляжизненной адаптации.
- Целостность образовательного процесса, повышение воспитывающего характера обучения и обучающего эффекта воспитания.
- Своевременное выявление неблагополучных семей, тесное продуктивное взаимодействие школы и семьи.
- Формирование у педагогов навыков конструктивного взаимодействия с подростками «группы риска».
- Создание форм просвещения родителей по актуальным проблемам коррекции отклоняющегося поведения у детей и подростков.
- Недопущение немотивированного исключения детей из школы, практики
- Совершенствование психолого-педагогической помощи детям с школьной дезадаптацией.
- Работа по формированию и поддержанию стремления детей и подростков к позитивным изменениям в образе жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими и санитарными знаниями.
- Развитие сети дополнительного образования, предоставляющей возможности для воспитания, развития творческого потенциала, самоопределения и самореализации подростков.
- Организация оздоровительных мероприятий для подростков.
- Развитие системы учебных курсов по вопросам правоведения.
- Организация досуговой деятельности подростков, формирование системы нравственного воспитания.
- Профориентация и трудовое устройство.
- Пропаганда и распространение среди детей здорового образа жизни.
- Оказание социальной помощи семьям.
Информационная помощь: информирование подростков о правах и обязанностях, о требованиях к выполнению установленных социальных норм через СМИ, кино, литературу, произведения культуры, систему правового обучения.
Социально-профилактическая: выявление и устранение основных причин и условий возникновения негативных явлений.
Медико-биологическая: своевременные целенаправленные меры лечебно- профилактического характера.
Социально-педагогическая: восстановление и коррекция качеств личности подростка с отклонениями в поведении.
Помощь должна носить характер интенсивной коррекционно-воспитательной деятельности с целью разрушения социально-отрицательных и формирования социально приемлемых форм поведения. Этого можно добиться посредством индивидуальной и групповой воспитательной работы, индивидуальной и групповой терапии, труда и приобретения профессиональной квалификации, посредством создания условий для развития интересов.
Надо помнить, что для подростков особенно актуально мнение их возрастного окружения, являющегося референтной (значимой) группой в этот период. Если ближайшее окружение имеет асоциальную систему норм и ценностей, то необходимо, чтобы помощь была направлена на это окружение. Можно добавить специальные советы, семейную терапию, работу социального работника, школьного педагога и психолога с семьей и малой группой.
Важное значение имеет подготовка учителей для работы с трудными детьми. Практика показывает, что учителя часто не имеют социально-педагогической подготовки. Вся работа учителя направлена на усвоение знаний учащимся и не уделяется необходимого внимания воспитательной работе. Необходимо сотрудничество с подготовленными кадрами — психологами, социальными педагогами.
Проблемы подросткового возраста.
Подростковый период – самый сложный, самый критический из всех возрастов. Это период полового созревания, в котором подросток плохо
контролирует свои эмоции из-за выброса гормонов, период осознания себя как личности, когда ребенок сравнивает себя с другими, это период отчуждения от взрослых и поиск себя в группе сверстников.
Надо помнить, что для подростков особенно актуально мнение их возрастного окружения, являющегося референтной (значимой) группой в этот период. Если ближайшее окружение имеет асоциальную систему норм и ценностей, то необходимо, чтобы помощь была направлена на это окружение. Можно добавить специальные советы, семейную терапию, работу социального работника, школьного педагога и психолога с семьей и малой группой.
Важное значение имеет подготовка учителей для работы с трудными детьми. Практика показывает, что учителя часто не имеют социально-педагогической подготовки. Вся работа учителя направлена на усвоение знаний учащимся и не уделяется необходимого внимания воспитательной работе. Необходимо сотрудничество с подготовленными кадрами — психологами, социальными педагогами.
Проблемы подросткового возраста.
Подростковый период – самый сложный, самый критический из всех возрастов. Это период полового созревания, в котором подросток плохо
контролирует свои эмоции из-за выброса гормонов, период осознания себя как личности, когда ребенок сравнивает себя с другими, это период отчуждения от взрослых и поиск себя в группе сверстников.
Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со
сверстниками:
Конфликтное отвержение со стороны сверстников Вымогательства денег, давление, шантаж
Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания, унижения Принуждение совершать поступки против воли, т.д.
Как часто бывает в школах, когда ребенок, ошибившись в жизни раз, становится черным пятном. А если к такой характеристике и взгляду
предрасполагает его семейное положение, алкоголизм родителей, низкий уровень нравственности семьи?
У учителей вырабатывается стереотип проблемного ребенка, соответственно наблюдается:
-негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности.
-тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик.
-несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми.
-в разных ситуациях ребенок обвиняется во всех проблемах и трудностях, т.д.
Отсутствие прочных социальных связей.
Отсутствие прочных социальных связей в семье, школе, неформальном обществе инициируют в подростках: постоянное желание восставать против чего- либо, не признают ничьи авторитеты, испытывают ощущение провала,
безнадежности, появляется сильное стремление к независимости, не способны
устанавливать близкие взаимоотношения и все больше отчуждаются от взрослых и сверстников, чувствуя себя брошенными, не нужными, отдаляются от коллектива, ищут себе поддержку на стороне, поэтому сильно подвержены влиянию со стороны криминального окружения.
Алгоритм действий.
сверстниками:
Конфликтное отвержение со стороны сверстников Вымогательства денег, давление, шантаж
Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания, унижения Принуждение совершать поступки против воли, т.д.
Как часто бывает в школах, когда ребенок, ошибившись в жизни раз, становится черным пятном. А если к такой характеристике и взгляду
предрасполагает его семейное положение, алкоголизм родителей, низкий уровень нравственности семьи?
У учителей вырабатывается стереотип проблемного ребенка, соответственно наблюдается:
-негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности.
-тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик.
-несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми.
-в разных ситуациях ребенок обвиняется во всех проблемах и трудностях, т.д.
Отсутствие прочных социальных связей.
Отсутствие прочных социальных связей в семье, школе, неформальном обществе инициируют в подростках: постоянное желание восставать против чего- либо, не признают ничьи авторитеты, испытывают ощущение провала,
безнадежности, появляется сильное стремление к независимости, не способны
устанавливать близкие взаимоотношения и все больше отчуждаются от взрослых и сверстников, чувствуя себя брошенными, не нужными, отдаляются от коллектива, ищут себе поддержку на стороне, поэтому сильно подвержены влиянию со стороны криминального окружения.
Алгоритм действий.
-
- Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы)
- Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты
- Анализ полученных данных, выявление причин отклонений через заполнение методик
- Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении)
-
- Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами всех участников образовательного процесса.
- Реализация плана работы, применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия
- Анализ динамики развития, корректировка программы развития.